ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ АВРОРЫ

Петербург славится классическим балетом, и именно в области классического балета мы "впе-реди планеты всей". Для театра очень важно обновлять репертуар, и каждая премьера - важнейший момент театральной жизни. 30 апреля в Мариинском театре событие, соединяющее в себе качества вновь открытого и хорошо знакомого,- премьера "Спящей красавицы". Балет Мариуса Петипа на му-зыку Петра Ильича Чайковского был впервые показан в Петербурге 3 января 1890, и сразу стал од-ним из самых популярных шедевров мировой балетной классики.
А, началось всё так: в 1888 году Россия улучшила отношения с Францией. Царское правитель-ство получило большой заём, и директор Императорских театров И. Всеволожский обратился к М. Петипа и П. Чайковскому с идеей создать русско-французский балет, посвященный Людовику XIV. Сказка "Спящая красавица" была написана Шарлем Перо для юного короля, которому в то время было восемь лет. В России в искусстве царил социальный реализм, и балет воспринимался как ра-дикальный жест сторонников чистого искусства. Премьера была встречена критикой весьма холод-но, но уже в царствование Николая II, в 1903 году, на сотый юбилей спектакля "Спящей", в честь главной героини балета, чью роль к тому времени уже десять лет исполняла балерина Матильда Ксешинская, новый легкий крейсер получил имя Аврора.
Балет - искусство живое, с годами от спектакля к спектаклю накапливаются изменения: вет-шают старые декорации, создаются новые; поколения танцоров и хореографов вносят свои элементы в спектакли; появляются новые версии, сами по себе достойные внимания. Так, например, в 20-ые годы С.П. Дягилев ставил "Спящую красавицу" с декорациями Александра Бенуа, музыку П.И. Чай-ковского для этой постановки обрабатывал Игорь Стравинский, а в хореографию были внесены из-менения Б. Нижинской. У нас до войны балет шел в редакции Ф. Лопухова, а в 1952 г. в театре им. Кирова была осуществлена замечательная постановка Константина Сергеева.
Под этими блестящими слоями все сложнее и сложнее было увидеть шедевр Мариуса Петипа. И вот в Мариинском театре решили возродить в первозданном виде "Спящую". К счастью, в музеях, архивах, библиотеках сохранились эскизы декораций, и даже сами подлинные костюмы, существуют фотографии сцен балета. Ещё при жизни М. Петипа В.И. Степанов изобрел "систему записи движе-ний человеческого тела", с её помощью балет был записан и в 1899 году поставлен на сцене Большо-го театра в Москве А. Горским. Н. Сергеев, работавший в Мариинском театре перед революцией и уехавший из России, поставил спектакль в редакции М. Петипа на западе, там сохранились точные записи хореографии балета.
Балетмейстер - постановщик Сергей Вихарев кропотливо собрал воедино все эти сведения, изучил материалы, хранящиеся в архивах, и спектакль, идущий в версии Ф. Лопухова, наиболее близкой к Петипа в Пермском театре, поставленным в военное время эвакуированными артистами театра им. Кирова. Он стремился ничего не добавлять "от себя", а руководствоваться собранным ма-териалом.
В первом спектакле роль принцессы Авроры исполняла итальянка Карлотта Брианца, а теперь Аврорами будут: Алтынай Асылмуратова, Диана Вишнева, Дария Павленко и Светлана Захарова. Теперь, когда кропотливый труд сотен подвижников классического балета завершен, вновь "Спящая красавица" пробуждается ото сна.

Тимур Новиков.