КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НЕОАКАДЕМИЗМА
 

В конце 80-х годов в Петербурге зародилось очередное художественное направление, прославившее наш город, - неоакадемизм. Известный британский историк и теоретик искусства Эдвард Люси Смит назвал неоакадемизм "первым ярким явлением русской культуры, оказавшем влияние на мировой художественный процесс после Казимира Малевича". В настоящее время в Москве, Берлине, Вене, Париже, Нью-Йорке и других культурных центрах можно встретить художников, работающих в этом направлении. В разных странах вышли специальные монографии и исследования об этом явлении.

В середине 80-х годов, когда многие будущие новые академики активно выставляли свои работы на полу - подпольных выставках, работали с оркестром "Популярная механика", оформляли концерты группы "Кино" и участвовали в съемках фильма "АССА", никакого неоакадемизма еще не было. Художники верили в русский авангард, западный модернизм и ждали перемен. Тогда в 1985 году члены группы "Новые художники" организовали Новую Академию Всяческих Искусств. Но в 1988 году железный занавес рухнул, и наши художники смогли увидеть современное западное искусство, казавшееся им столь привлекательным. Но несмотря на радушный прием (выставки в лучших музеях Европы и Америки, прекрасные концертные площадки, публикации в авторитетнейших художественных журналах) большинство героев "Новой волны" испытало разочарование. Великая европейская культура после Второй мировой войны превратилась в жалкую, скучную, циничную и бюрократичную. Но художники нашли в себе силы развернуть свои боевые отряды в другом направлении, в направлении к вечным ценностям классического искусства. И в декабре 1989 года переименовали свою академию в Новую Академию Изящных Искусств. В неё вошли Тимур Новиков - основатель и теоретик, Георгий Гурьянов - живописец и музыкант группы "Кино", Денис Егельский - художник и исследователь, Константин Гончаров - художник и дизайнер костюма, Виктор Тузов - художник-график и педагог. Весной 1990 года Новая Академия организовала выставку и научную конференцию "Молодость и красота" в доме Ученых на Дворцовой набережной, ставшую первым праздником неоакадемизма. В дальнейшем организация таких празднеств с выставками, концертами, костюмированными балами в лучших дворцах нашего города стала традицией неоакадемизма. Весной 1991 года состоялась первая музейная выставка этого направления в Мраморном дворце. На этой экспозиции впервые в названии появилось словосочетание неоакадемизм. Скоро летом 1992 года состоялась первая зарубежная выставка неоакадемизма - "Холодность и красота" на фестивали искусств в г. Хельсинки. Тогда же к неоакадемистам присоединились Бэлла Матвеева и Сергей Бугаев Африка. Новое направление сразу же поддержали молодые художественные критики Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин. Когда в 1992 году Новая Академия пригласила в Петербург французских фотографов Пьера и Жиля, и в Мраморном дворце прошла их совместная с петербургскими неоакадемистами Т. Новиковым и Д. Егельским выставка "Тайный культ", все поняли, что неоакадемизм - это не просто интересно, а и очень модно. И в последующие годы к неоакадемизму примкнули многие молодые художники, увидевшие широкую перспективу за этим направлением.

Так что же такое неоакадемизм и чем же он отличается от обычного академизма? Конечно, новые академики стремятся возродить классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно используют новые медиа - фото и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии. Для нас главное не техника и технология, а эстетика. Классическим может быть и очень современное искусство.

В 1993 году в Новую Академию пришли учиться художники и поэты группы "Речники": Станислав Макаров, Егор Остров, Тимофей Абрамов, Роман Грузов, Денис Александров, к ним присоединилась будущая звезда немецкого искусства Юлия Страусова. Ряды профессоров пополнились Олегом Масловым, Виктором Кузнецовым и Андреем Медведевым. В том же году начала снимать свой первый фильм с участием неоакадемистов молодая компьютерная художница Ольга Тобрелутс.

К 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевропейских и американских художников. Значительный отряд сторонников неоклассицизма сформировался в Москве. Чтобы показать эти тенденции Тимур Новиков в Государственном Русском Музее подготовил и провел выставку "Возрождение и Сопротивление - классические традиции и история фотографии", где была показана история сохранения классической эстетики в фотоискусстве от середины XIX века до наших дней и влияние фотографии на современные живопись и компьютерное искусство. В выставке приняли участие многие западные звезды: Роберт Мейпелторп, Джанни Версаче, Карл Лагерфельд, Пьер и Жиль, Брюс Вебер, Тьери Мюглер, Дэвид ЛяШапель, известные московские художники Айдан Салахова, Сергей Шутов, Анатолий Журавлев и многие другие.

Тогда же с середины 90-х началось триумфальное шествие выставок неоакадемизма по музеям Европы и Америки. С большим успехом проходили и персональные выставки разных художников этого направления. Работы неоакадемистов стали украшать обложки журналов, их идеи стали широко использоваться в рекламе, проникать в театр, кинематограф, литературу и моду. Модельер Константин Гончаров вместе с куратором Екатериной Андреевой осуществили проект "Золотой Осел" - книгу античного писателя Апулея с современными иллюстрациями, сделанными при участии художников, студентов Н.А.И.И. и топ-моделей на новейшей компьютерной технике. Часть костюмов из этого проекта теперь уже хранится в Эрмитаже и Русском музее. На сцене Эрмитажного театра танцор и хореограф С. Вихарев поставил неоакадемический балет "Леда и лебедь" с декорациями Б. Матвеевой и костюмами Константина Гончарова. Эта постановка получила специальный приз на фестивале современного балета в Токио. Фильм-опера "Мирей", поставленный профессорами Н.А.И.И. О. Масловым и В. Кузнецовым совместно с режиссером Андрюсом Вентслова, получил гран-при фестиваля видео-арта в Израиле. Премиями других фестивалей были отмечены фильм О. Тобрелутс "Манифест неоакадемизма" и фильм Т. Новикова и И. Безрукова "Золотое сечение".

С самого своего появления неоакадемисты уделяли серьезное внимание теории искусства, публиковали статьи и манифесты. Уже в 1992 году журнал "Декоративное искусство" посвятил специальный номер петербургскому неоакадемизму. Этой же теме тогда же был посвящен номер теоретического журнала "Кабинет". Культурологический журнал "Художественная Воля" выпустил несколько специальных выпусков о неоакадемизме. О неоакадемизме писали почти все известные художественные критики, особенно много уделили внимания этому явлению Т. Новиков, Е. Андреева, А. Хлобыстин, О. Туркина, А. Боровский, И. Чечот, А. Небольсин, А. Медведев. В 1998 году вышла книга Т. Новикова "Новый Русский Классицизм", ставшая учебным пособием для начинающих неоакадемистов.

В 1997 году Петербург посетил известный американский писатель-фантаст и культуролог Брюс Стерлинг, неоакадемизм так поразил его воображение, что он написал большую статью об этом направлении, назвав его "первым адекватным современному компьютерному миру направлением в искусстве", а образы петербургских художников использовал при создании своих последних фантастических романов. В 1997 году в среде неоакадемистов окончательно сформировалось движение "Новых серьезных". Эти молодые художники противопоставляли себя "шуточному" постмодернизму, цинизму и сарказму, разъедающих современную культуру. К "Новым серьезным" относятся петербуржцы Д. Егельский, Г. Гурьянов, А. Попов, Е. Остров, С. Макаров, К. Гончаров, А. Медведев, И. Куксенайте, москвичи М. Розанов, Н. Жерновская, А. Беляев-Гинтовт, А. Морозов, А. Молодкин, И. и Е. Дмитриевы, Г. Косоруков, И. Вишняков. "Новые серьезные" изучают классические языки, исследуют забытые технологии, открывают секреты старых мастеров, их можно встретить в библиотеке, музее, консерватории, архиве.

В феврале месяце в новой галерее "Д-137" прошла организованная "Новыми серьезными" выставка "Петербургская светопись". На ней пять профессоров Н.А.И.И. показали результаты долгой работы по возрождению забытых бессеребряных технологий фотопечати XIX века. За эти исследования Новая Академия была удостоена специального диплома на международной фотовыставке в Дании. Именно "Новые серьезные" представляли Санкт-Петербург на фестивале "Хельсинки - 2000 - культурная столица Европы".

23 февраля 2001 года в Бельгийском музее современного искусства Остенде открылась большая международная выставка "Между землей и небом", главная идея которой неоклассицизм. Теоретик и куратор выставки Едвард Люси Смит собрал 70 художников из 17 стран, центральное ядро выставки составили петербургские неоакадемисты. "Если 200 лет назад центром классицизма в Европе был Рим, то теперь несомненно этим центром является Петербург", - так написал он в предисловии к роскошному каталогу, изданному к этой выставки. Петербургский неоакадемизм стремительно перестает быть только петербургским.

Мария Савельева
Музее г Суздаля Будь готов ко всему подвесной потолок албес, - свежая информация на сайте расходные материалы для плазменной резки источник crystall.ru